Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Наталья Третьяк: «Сегодня административная нагрузка на образование — ужасающая!»

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Третий день Гайдаровского форума в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России выдался образовательным.  Говорили, естественно, о кризисе. Но если в том, что финансирование отрасли из-за него сократится, эксперты были единодушны, то в прогнозах относительно того, чем обернется безденежье, разошлись. Одни, как оказалось, надеются на смягчение бюрократического пресса и обретение школой былой свободы. Другие, напротив, опасаются усиления тотальной унификации.

- На школу обрушился вал проверок всех виданных и невиданных видов, включая те, о которых мы и не подозревали,- открыла дискуссию зампред правительства Ульяновской области, региональный министр образования и науки Екатерина Уба.- И если «наверху» говорят о необходимости снижения контролирующих функций, то до школы это доходит в неузнаваемом, а зачастую — в прямо противоположном виде. Может быть, хотя бы в условиях кризиса что-то изменится? Сейчас мы живем по принципу: «Деньги в обмен на результат». А надо, чтобы было так, как президент предложил недавно для бизнеса: «Свобода в обмен на результат». Не было за три года никаких нарушений — тогда в следующие три года никаких проверок!

Будет ли применен этот принцип к учебным заведениям, осталось неизвестным. Однако присутствующая на заседании первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк признала, что «сегодня административная нагрузка на образование — ужасающая, и цифры такие, что боюсь их здесь даже называть». Но методы борьбы с этим злом, по ее словам, есть. Многое зависит от готовности самих учителей и школы противостоять ненужной бюрократии. А вскоре часть проблемы решится за счет сайтов образовательных учреждений, откуда можно будет взять всю необходимую информацию, не напрягая ее сбором педагогов.

Вообще, кризис, как подчеркнул директор столичного Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский, это не только проблема, но и «катарсис для системы образования: денег скоро не будет, но может вернуться свобода». (А с ней, добавим, и новое снижение отчетности).

Правда, уверены в реальности такой перспективы, как оказалось, далеко не все: «Кризис поставил нас перед выбором - свобода или унификация,- заявил научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Виктор Болотов.- Но ведь в условиях кризиса с унификацией проще: всех одеть в форму — школьников, студентов, а там и преподавателей; всех водить строем; ввести единые учебники. И такой сигнал уже идет». Так что здесь необходимо соблюдать тщательный баланс, подчеркнул он РОСВУЗу.

Плохо другое. Если вопрос о возможности освобождения образованцев от бюрократических пут еще ждет своего решения, то сокращение финансирования учебных заведений уже во всю дает о себе знать, констатировал научный руководитель Института образования Исак Фрумин: «Фонд оплаты труда занимает в расходах на образования все большую долю. И получается, что зарплаты педагогов растут, а вот, скажем, средств на расходники для принтеров или факсов нет, и их приходится покупать за свои деньги. Единственный способ сохранить достигнутый — притом, довольно высокий — уровень материального обеспечения школы - легализовать так называемые «родительские поборы». Другого  выхода нет: федеральный бюджет образования снижается на 10%, а, значит, в условиях инфляции реальные потери будут еще больше».

Серьезно недофинансируется и отечественное высшее образование, отметили участники дискуссии. Так, по оценке ректора Национального исследовательского университета-Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова, на вузы у нас сейчас расходуется около 0,8% ВВП, между тем, как «у конкурентов России — 1,2-1,5% ВВП. А при таком голодном пайке своими силами нашим вузам с оптимизацией не справиться».

Действительно, как уточнил бывший министр финансов, а ныне декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета Алексей Кудрин, «российские силовые структуры в 2015 году увеличили свой бюджет на 600 млрд руб., в 2016-м увеличат еще на 300 млрд, а в 2017-м — еще на 150: в общей сложности - на триллион». Между тем, «если мы хотим быть передовой страной и создать экономику знаний, финансирование наших вузов должно быть увеличено вдвое. А этого не происходит».

Впрочем, сокращение бюджетного финансирования в силу кризиса, как выяснилось на форуме, — не единственная беда. Даже те средства, что выделяются, сплошь и рядом расходуются неэффективно. Взять хотя бы статью бюджета, предусматривающую расходы на строительство автогородков, призванных, как считается, способствовать снижению детского травматизма на дорогах. На всю страну по данной статье предусматривается около 20 млн руб., между тем как строительство одного такого городка только в Якутии требует более 30 млн. Куда же реально пойдут эти деньги?

Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Фото:

Последние новости
Школы - 26 апреля 2017

Москвичи стали абсолютными победители в 9-х и 11-х классах на финале Всероссийской олимпиады по русскому языку

На этих выходных в Смоленске состоялось торжественное награждение победителе и призеров финала Всероссийской олимпиады по русскому языку.

Школы - 24 апреля 2017

4-е классы на вышли на линию огня

Многолетние злоупотребления при сдаче ЕГЭ и как следствие существенное завышение оценок единых госэкзаменов навели власти на мысль о создании единой системы многосторонней проверки знаний учащихся.

Вузы - 23 апреля 2017

Команда московских школьников завоевала 44 диплома в финале Всероссийской олимпиады по истории

«В непростой борьбе 10 москвичей стали победителями и 34 получили звание призеров. Это лучший результат команды за последние 10 лет», - подчеркнули в ведомстве.

Школы - 25 апреля 2017

Московские девятиклассники открыли досрочный период основного государственного экзамена (ГИА-9)

В Москве стартовал досрочный период государственной итоговой аттестации для девятиклассников.

Школы - 24 апреля 2017

Швейцарских педагогов удивило оснащение московских школ

Техническое оснащение школ и новые формы преподавания оценили представители делегации из города Цюрих в ходе визита в московскую школу № 1560, который состоялся на этой неделе.

Школы - 22 апреля 2017

Самые усердные выпускники школ живут в Махачкале, Магнитогорске и Сургуте

Как оказалось, девочки за все время подготовки решают на 23% задач больше, чем мальчики, причем занимаются реже, но дольше. Юноши выполняют на 10% больше образовательных «сессий», но задач решают меньше.

Новости по темам

Голосование

28 октября 2016 Опрос от РОСВУЗ
Выберите основное качество, которым, на ваш взгляд, должен обладать каждый выпускник школы:

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город