Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Наталья Третьяк: «Сегодня административная нагрузка на образование — ужасающая!»

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Третий день Гайдаровского форума в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России выдался образовательным.  Говорили, естественно, о кризисе. Но если в том, что финансирование отрасли из-за него сократится, эксперты были единодушны, то в прогнозах относительно того, чем обернется безденежье, разошлись. Одни, как оказалось, надеются на смягчение бюрократического пресса и обретение школой былой свободы. Другие, напротив, опасаются усиления тотальной унификации.

- На школу обрушился вал проверок всех виданных и невиданных видов, включая те, о которых мы и не подозревали,- открыла дискуссию зампред правительства Ульяновской области, региональный министр образования и науки Екатерина Уба.- И если «наверху» говорят о необходимости снижения контролирующих функций, то до школы это доходит в неузнаваемом, а зачастую — в прямо противоположном виде. Может быть, хотя бы в условиях кризиса что-то изменится? Сейчас мы живем по принципу: «Деньги в обмен на результат». А надо, чтобы было так, как президент предложил недавно для бизнеса: «Свобода в обмен на результат». Не было за три года никаких нарушений — тогда в следующие три года никаких проверок!

Будет ли применен этот принцип к учебным заведениям, осталось неизвестным. Однако присутствующая на заседании первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк признала, что «сегодня административная нагрузка на образование — ужасающая, и цифры такие, что боюсь их здесь даже называть». Но методы борьбы с этим злом, по ее словам, есть. Многое зависит от готовности самих учителей и школы противостоять ненужной бюрократии. А вскоре часть проблемы решится за счет сайтов образовательных учреждений, откуда можно будет взять всю необходимую информацию, не напрягая ее сбором педагогов.

Вообще, кризис, как подчеркнул директор столичного Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский, это не только проблема, но и «катарсис для системы образования: денег скоро не будет, но может вернуться свобода». (А с ней, добавим, и новое снижение отчетности).

Правда, уверены в реальности такой перспективы, как оказалось, далеко не все: «Кризис поставил нас перед выбором - свобода или унификация,- заявил научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Виктор Болотов.- Но ведь в условиях кризиса с унификацией проще: всех одеть в форму — школьников, студентов, а там и преподавателей; всех водить строем; ввести единые учебники. И такой сигнал уже идет». Так что здесь необходимо соблюдать тщательный баланс, подчеркнул он РОСВУЗу.

Плохо другое. Если вопрос о возможности освобождения образованцев от бюрократических пут еще ждет своего решения, то сокращение финансирования учебных заведений уже во всю дает о себе знать, констатировал научный руководитель Института образования Исак Фрумин: «Фонд оплаты труда занимает в расходах на образования все большую долю. И получается, что зарплаты педагогов растут, а вот, скажем, средств на расходники для принтеров или факсов нет, и их приходится покупать за свои деньги. Единственный способ сохранить достигнутый — притом, довольно высокий — уровень материального обеспечения школы - легализовать так называемые «родительские поборы». Другого  выхода нет: федеральный бюджет образования снижается на 10%, а, значит, в условиях инфляции реальные потери будут еще больше».

Серьезно недофинансируется и отечественное высшее образование, отметили участники дискуссии. Так, по оценке ректора Национального исследовательского университета-Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова, на вузы у нас сейчас расходуется около 0,8% ВВП, между тем, как «у конкурентов России — 1,2-1,5% ВВП. А при таком голодном пайке своими силами нашим вузам с оптимизацией не справиться».

Действительно, как уточнил бывший министр финансов, а ныне декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета Алексей Кудрин, «российские силовые структуры в 2015 году увеличили свой бюджет на 600 млрд руб., в 2016-м увеличат еще на 300 млрд, а в 2017-м — еще на 150: в общей сложности - на триллион». Между тем, «если мы хотим быть передовой страной и создать экономику знаний, финансирование наших вузов должно быть увеличено вдвое. А этого не происходит».

Впрочем, сокращение бюджетного финансирования в силу кризиса, как выяснилось на форуме, — не единственная беда. Даже те средства, что выделяются, сплошь и рядом расходуются неэффективно. Взять хотя бы статью бюджета, предусматривающую расходы на строительство автогородков, призванных, как считается, способствовать снижению детского травматизма на дорогах. На всю страну по данной статье предусматривается около 20 млн руб., между тем как строительство одного такого городка только в Якутии требует более 30 млн. Куда же реально пойдут эти деньги?

 
Чтобы оформить подписку вам необходимо авторизоваться
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Фото:

Последние новости
Школы - 18 февраля 2019

Региональные библиотеки пополнились подарками

С 11 по 17 февраля в России прошла акция «Дарите книги с любовью». Ее кульминацией стал Международный день книгодарения 14 февраля.

Школы - 17 февраля 2019

За прошедший год доля детей, которым нравится учиться в школе, уменьшилась

Это показал мониторинг «Школьники: ориентиры и ценности», проведенный Общероссийским народным фронтом и фондом «Национальные ресурсы образования»

Школы - 15 февраля 2019

Московский конкурс советов «ЕГЭ на 100» получил статус федерального

Московский центр качества образования объявил о начале ежегодного конкурса лучших советов по подготовке к Единому государственному экзамену.

Школы - 18 февраля 2019

В России появятся опорные школы РАН

Школы будут работать под патронажем научных институтов, интегрируя передовые научные практики в образовательный процесс.

Вузы - 16 февраля 2019

Сергею Капице посвящается: в РосНОУ провели День влюбленных ... в науку

Традиционный праздник День всех влюблённых в Российском новом университете студенты традиционно отмечают по-своему.

Школы - 14 февраля 2019

13 февраля девятиклассники впервые сдали обязательное собеседование по русскому

Собеседование было введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы и направлено на проверку навыков устной речи у школьников.

Новости по темам

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 49.6%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 50.4%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город