Страна:
Язык:
← Вернуться назад

В России появился омбудсмен в сфере образования TOP RV

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Провозглашенное четверть века назад равенство прав государственных и частных школ и вузов до сих пор остается формальным, а чиновники либо игнорируют частные образовательные организации, либо рассматривают их как способ решения своих личных задач. Теперь у частного сектора образования появился защитник. О том, что предстоит сделать в первую очередь, РОСВУЗу рассказал недавно вступивший в должность омбудсмена в сфере образования при президентском уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет ВОЛОДАРСКИЙ.

- РОСВУЗ: Амет Александрович, что связывает «образовательного» и «предпринимательского» омбудсменов?

-   Серьезные проблемы частного образования в нашей стране! Долгое время оно находилось и находится до сих пор как бы в буферной зоне между коммерческими и некоммерческими сферами, являясь при этом чужаком в обеих. В государственной среде частное образование считается чужим, потому что якобы коммерческое, поскольку частник учит за деньги. А в коммерческой, деловой среде – некоммерческим, ибо не получает прибыли, а реинвестирует в образование. И это при том, что первые частные образовательные организации в нашей стране – кооперативные курсы иностранных языков, группы подготовки в вузы и т. д. – появились еще в 1986 году. С 1992 года факт существования некоммерческого образования закрепил закон «Об образовании», а статья о равенстве прав образовательных организаций, независимо от формы собственности, вошла в Основной закон нашей страны.

- Очевидно, вся эта нормативка не работает, раз для защиты частных образовательных организаций потребовалось ввести должность специального уполномоченного?

- Именно так. Кстати, сумятицу в свое время внесло Минобрнауки, назвав частные образовательные организации негосударственными, хотя во всем мире частное образование выполняет те же функции, что и государственное, и делает это даже в большей степени. В отличие от государственного, оно быстрее находит новые направления в развитии образования, тем самым фактически являясь локомотивом всей системы обучения и воспитания. Так, в начале 1990-х годов именно частные школы и вузы стали примером для государственных в вопросах монетизации знаний, придумав, как при обучении детей не сидеть на шее у государства и при этом распределять гранты для талантливых. Между тем, сегодня некоторые работники министерства с ментальностью мамонтов пытаются учить нас и наших детей, что такое образование XXI века, и при этом «бить по рукам» частные школы и вузы.

- Каким образом?

- Через проверки и предписания, вводимые под надуманными предлогами. Ждать помощи и защиты от этого произвола частному образованию до сих пор было неоткуда. Но теперь омбудсмен в сфере образования при президентском уполномоченном по защите прав предпринимателей возьмет разбор жалоб на неправомерные действия чиновников на себя и не даст в обиду школы и вузы, являющиеся достоянием нашей страны. Наша задача – поддержать частное образование, способное вместе с государственным обеспечить прорывное развитие нашей страны в эпоху цифровой экономики, и не позволить чиновникам, пытающимся через превышение своих полномочий, решать личные задачи, закрывая хорошие частные вузы и при этом сохраняя вузы-однодневки.

- Чем еще Вы займетесь на посту омбудсмена?

- Вторая задача – установление реального правового равенства между секторами государственного и частного образования. Формально, конечно, оно провозглашено Конституцией, но на деле же ситуация далека от идеальной, назрела необходимость сократить, а, лучше, устранить сложившееся фактическое неравноправие. Так, например, ни в Налоговом кодексе, ни в подзаконных актах нет статей, закрепляющих такое равенство. По факту все отдано на откуп регионам. И если кое-где, например, в Красноярском крае, частное образование уравнено и словом, и делом с государственным, то это, скорее, исключение. А вот противоположный пример: в Москве, частные школы, в отличие от государственных, платят налог на землю. Хотя размер налога снижен за счет специальных коэффициентов, но в год-то набегают миллионы рублей, которые можно было бы потратить на развитие столичного образования, поддержку одаренных детей, закупку новейшего оборудования! И эту проблему надо решать. Еще одна проблема – отсутствие в вузах юристов, специализирующихся на вопросах образования, что мешает грамотно выстраивать отношения с государственными органами. Или взять такие злоупотребления проверяющих органов, как ознакомление ректоров одних частных вузов с предписаниями, выданными другим частным университетам. Что это — подыгрывание конкурентам и коррупция?

- У Вас есть уже конкретные предложения властям?

- Одно из них – наряду с государственными и частными школами и вузами создать третий тип образовательных организаций – коммерческих со статусом социального предпринимательства, что сейчас запрещено законом. Это могли бы быть учебные заведения, работающие по современным международным образовательным стандартам. В этом случае в стране появится настоящая конкуренция стандартов, что обеспечит ускоренное развитие направления в целом.   Кроме того, считаю, что настало время покончить с лицемерием на государственном уровне, когда госчиновники вначале всячески демонстрируют пренебрежение к частным образовательным организациям, а затем вдруг оказываются через доверенных лиц чуть ли не владельцами таких организаций. 

Актуальная информация у омбудсмена, с одной стороны, должна отражать реальное состояние частного образования, а, с другой, служить катализатором процессов, обеспечивающих достойное участие частных образовательных организаций в жизни страны.

Надеюсь, у нас все получится!

 
Чтобы оформить подписку вам необходимо авторизоваться

Читать все статьи по теме


Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 18 ноября 2018

Более 10 тыс. школьников примут участие в акции Общероссийского народного фронта «Неделя в профессии»

К акции подключились совершенно разные предприятия: от крупнейших производителей современного и стратегически важного оборудования до компаний малого бизнеса

Школы - 16 ноября 2018

С заданиями по планиметрии и стереометрии справились только наиболее подготовленные участники ЕГЭ-2018 по математике

Планиметрические и стереометрические задачи вызвали значительные затруднения у участников ЕГЭ-2018 и базового, и профильного уровней

Вузы - 14 ноября 2018

Глава Минобрнауки доложил об успехах российских университетов

Число представленных в мировых рейтингах вузов России за шесть лет выросло в три раза. Об этом накануне сообщил министр науки и высшего образования Михаил Котюков

Наука - 17 ноября 2018

Россиян проверят на знание истории отечества 30 ноября

«Тест по истории Отечества» пройдет 30 ноября. География действа расширится: на этот раз она мало того, что охватит все регионы нашей страны, но еще и более 45 других стран мира

Школы - 15 ноября 2018

50% учителей математики не справились с контрольными заданиями

Предварительные итоги исследования компетенций учителей шокируют.

Школы - 13 ноября 2018

Россия, выходи решать!

17 ноября состоится всероссийская физико-техническая контрольная «Выходи решать!» -- это как тотальный диктант, только по точным наукам: математике, физике, информатике.

Новости по темам

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город