Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Московский международный салон образования-2018: новые тренды и старые болячки TOP RV

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Ведущим образовательным событием прошлой недели стал Московский международный образовательный салон-2018. Главным образом, там говорилось о прогнозах развития системы образования в XXI веке: изменении роли учителя и образовательных программ; индивидуализации системы обучения и новом содержании образования; ожиданиях школы и семьи и многом другом. Однако рассуждения о прекрасном завтра не смогли заслонить проблем сегодняшнего дня. И, прежде всего, изъянов госполитики в таких чувствительных для общества сферах, как обновление программ и стандартов обучения или система частного образования.

XXI век, констатировали участники ММСО-2018, несет революцию в систему образования. И с этим согласны все. Но дискуссии на Салоне выявили массу вопросов, однозначного ответа на которые в обществе и образовательном сообществе пока нет. Например, такой: учитель и искусственный интеллект - вместо или вместе? Или как вовлечь подростков в интеллектуальное прочтение литературы? А какой на перекрестке эпох должна быть система подготовки кадров? Или вот еще: какова неизбежная трансформация образа современного директора школы?

Широчайший разброс мнений, и прежде всего, между учителями и родителями, показал и представленный на ММСО опрос, проведенный Институтом образования ВШЭ, корпорацией «Российский учебник», благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Московским городским педуниверситетом. Так, родители не ожидают от школы умения применять свои знания (26,6% против 47,3%), но при этом уверены, что за мотивацию отвечает школа (70,2% против 53,4%). При этом в целом, ожидается, что именно школа должна прививать умения хорошо излагать свои мысли (89,3%), давать знания по основным предметам (81,1%), поддерживать желание охотно учиться (53,4%) и отличать правду от вымысла (53,4%). Семья же, как считается, должна учить  уважительно относиться к другим людям (88,1%), быть ответственным гражданином (77,3%), планировать свое время и расставлять приоритеты (56,5%), находить общий язык и работать с разными людьми (46,8%).

При этом начальная школа, как оказалось, более ориентирована на навыки XXI века. Учителя начальных классов отмечают важность научить учеников общаться и разрешать конфликты (38,9%); чаще дают задания, которые ученики выполняют в парах или небольших группах (70,7%); а также стараются, чтобы ученики сами анализировали и оценивали свои достижения (58,0%). Выбирая же учебник, они руководствуются наличием там разноуровневых заданий (57,3%) и ориентации на самостоятельную работу учеников и класса (48,8%), а также на наличие дополнительных цифровых сервисов (47,5%) и нестандартность заданий (47,3%).

Казалось бы, вот оно, светлое будущее! Однако мало кто знает, что многие из этих и других современных идей типа электронных журналов и дневников; индивидуальных учебных планов и личных форматов обучения в классах, где учатся по 30-35 ребят; а также междисциплинарных школьных и вузовских курсов; а в вузах — принципиально новых направлений подготовки студентов впервые, притом достаточно давно, появились и были опробованы в частном образовании. И лишь теперь подхвачены и широко растиражированы государственным.

Мало кто также знает, что полное равенство государственного с негосударственным видами обучения подтверждено законом «Об образовании в Российской Федерации» и прочими законодательными актами и не раз провозглашалось с самых высоких трибун во главе с президентской. Между тем, в реальной жизни, как отмечалось на ММСО-2018, происходит обратное.

Вот лишь один характерный пример: «По закону бюджетное финансирование частных школ должно соответствовать нормативам государственных. Однако в действительности этого не происходит,- рассказал глава Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов России, объединившей 1274 образовательные организации, Александр Вильсон.- В Москве, например, на одного учащегося частной школы из бюджета выделяется в год по 65 тыс. руб., в то время как в государственных школах эта сумма составляет минимум 120 тыс. - то есть вдвое больше. И это еще сравнительно много, ибо ситуация в регионах еще хуже! В некоторых выделяются сущие копейки, а в других - вообще ничего. При этом, если ребенок переходит из частной школы в государственную, деньги тут же находятся. Если же наоборот — немедленно происходит «обрезание». Но ведь дети-то у нас во всех школах, что государственных, что негосударственных — одинаково наши, и бюджетное финансирование их образования тоже должно быть равным!»

Из-за нарушения этого принципа в системе частного сложилась ситуация, близкая к революционной, когда верхи, по словам руководителя объединенного экзаменационного центра Кембриджского университета в России Амета Володарского, «не могут править по-старому, а низы не хотят жить по старому»! Спасти ситуацию, по мнению «низов», может лишь введение института омбудсмена по проблемам частного образования, да буферной общественной организации между структурами Минобрнауки с одной стороны и частными вузами с другой. Может быть, хотя бы они защитят интересы последних, особенно, при проведении аккредитационных и лицензионных процедур?!

Прислушаются ли «верхи» к мнению «низов», покажет, насколько стране в самом деле нужна система частного образования. Однако, как показало другое панельное обсуждение на МССО, «верхи» в лице госчиновников от образования не очень-то слушают оппонентов, даже, если это напрямую вредит стране. Так, «обновить нашу систему образования оперативно, в соответствии с потребностями быстро меняющегося рынка, практически невозможно: мешают бюрократические препоны в виде бесконечных нормативных актов во главе с ведомственными,- отметил гендиректор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович.- Но ведь, если для нормального функционирования рынка требуются законодательные акты, значит, что-то выстроено неправильно!»

 
Чтобы оформить подписку вам необходимо авторизоваться

Читать все статьи по теме


Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 25 марта 2019

Досрочный период ЕГЭ-2019 начался в штатном режиме

В этом году досрочный период ЕГЭ-2019 начался 20 марта с экзаменов по географии и литературе. Первые экзамены прошли без сбоев и нарушений.

Колледжи и техникумы - 23 марта 2019

Перечень профессий и специальностей СПО будет существенно обновлен

В настоящее время возник ряд специальностей СПО, которые за последние три года не имеют набора

Вузы - 22 марта 2019

В Москве открылся VI Международный студенческий конкурс им. Розенберга

Члены команд-победителей получат возможность пройти стажировку в одной из юридических фирм или в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ)

До школы - 24 марта 2019

Образование в регионах подвергнут «тонкой настройке». Особый вопрос — лицензирование учебных заведений

В общей сложности на сегодняшний день в комитет поступило более 200 предложений из 63 регионов страны.

Школы - 22 марта 2019

Олег Смолин: «Борьбу за качество учебников подменили борьбой с их количеством»

На этой неделе комитет Госдумы по образованию и науке заслушал планы Минпросвета по реорганизации Федерального перечня учебников, допущенных до преподавания в школе

Вузы - 21 марта 2019

Интеллектуальное состязание объединит московских студентов и откроет перед победителями карьерные перспективы

Проект «Витрувиада», подчеркнул Щитов, «призван популяризировать интеллектуальный досуг среди молодежи.

Новости по темам

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 50%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 50%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город