Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Российские четвероклассники читают лучше всех в мире

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Уж не напрасно ли мы привычно ворчим на нашу школу? Согласно обнародованным на этой неделе результатам исследования читательской грамотности младших школьников PIRLS-2016, Россия прочно захватила мировое лидерство, вновь заняв первое место в этом международном исследовании. Впрочем, лидерство нашей страны оказалось не абсолютным: еще более высокие, прямо-таки фантастические результаты — 612 баллов против российских 581 — показала Москва, впервые принявшая участие в международном исследовании читательской грамотности PIRLS как самостоятельная территория.

В общей сложности в последнем цикле исследования PIRLS 2016 года приняли участие более 340 тыс. учащихся из 50 стран и 11 самостоятельных территорий, включая Москву. А при подведении результатов оказалось, что Россия набрала 581 балл по международной шкале, не только улучшив собственные результаты 2011 года сразу на 13 баллов, но и обойдя на 5 баллов оказавшийся на втором месте Сингапур (576 баллов) и на 12 баллов Гонконг (569 баллов, 3-е место). С еще большим отрывом от наших выпускников младшей школы отстали Финляндия (566 баллов), Англия (559) и США (549). При этом 70% выпускников начальной школы в России показали не просто хороший, а высокий уровень читательской грамотности.

«Результаты наших школьников в PIRLS-2016 подтвердили высокое качество нашего начального образования, нацеленность российских образовательных стандартов на развитие читательской грамотности. Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно», - прокомментировала победу наших школьников министр образования и науки Ольга Васильева.

«Россия вошла в число четырех стран, которые улучшили свой результат более чем на 40 баллов за последние 15 лет. Четверть российских учащихся достигли наивысшего показателя в чтении. Также Россия находится среди шести стран, где почти все учащиеся преодолели минимальный порог. Мы поздравляем Российскую Федерацию с отличными результатами в PIRLS-2016 и приглашаем к участию в новом цикле PIRLS, основное исследование которого состоится в 2021 году», - присоединился к поздравлениям исполнительный директор международной организации, проводящей исследования - IEA - Дирк Хастед.

Впрочем, главную сенсацию по итогам исследовании PIRLS-2016 преподнесла Москва (выборка столичных учащихся формировалась независимо от общероссийской выборки и включала 4289 четвероклассников из 150 школ). Средний результат московских четвероклассников составил 612 баллов — на 31 балл выше, чем в среднем по России, на 36, чем в Сингапуре и на 42 — чем в Гонконге! Невероятные показатели! Как же удалось их достичь?

«Результат Москвы обеспечила интеграция трех групп факторов, организационных, финансовых и педагогических. Это результат конкуренции школ за учеников, принципа, когда каждый ученик школе дорог. Это позволило за очень короткий срок обеспечить лучший в мире результат московских школьников в исследовании PIRLS», - разъяснил глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. При этом мы, уточнил он РОСВУЗу, «еще не прошли весь путь. Так что сейчас самое главное -  не пойти назад, не испугаться нового, а спокойно продолжать системные изменения».

Правда, не все так просто, предупреждают эксперты. Да, показатели выпускников нашей младшей школы в PIRLS улучшились. Однако в то же время «дети стали несколько хуже читать при поступлении в первый класс по сравнению с предыдущей волной. Доля первоклассников с хорошими навыками чтения осталась прежней, но выросла доля детей, которые читают плохо. Это может говорить о том, что к 4 классу школа выравнивает детей по читательской грамотности и подтягивает отстающих»,- разъяснили РОСВУЗу в Институте образования Высшей школы экономики.

Истоки проблемы, как свидетельствуют исследования ВШЭ, действительно, нужно искать в семье. Если доля родителей, занимавшихся чтением с детьми достаточно часто, практически не растет, то изменилось - и не в лучшую сторону - отношение родителей четвероклассников к чтению: «в четыре раза выросла доля тех, кто не любит читать, по сравнению с 2001 годом.  Родителей же, любящих читать, стало в два раза меньше - 25% в 2016 году против 51% в 2001»,- предупреждают эксперты.

Между тем, исследование PIRLS «показало, что наибольшего результата в чтении достигают школьники, в семьях которых родители сами любят читать и уделяют серьезное внимание дошкольной подготовке своих детей. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях не может полностью заменить занятий родителей с детьми дома. Учащиеся, чьи родители часто читали с детьми книги, рассказывали и обсуждали истории, играли в игры со словами и т.п., показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто был вовлечен в эти виды деятельности иногда или никогда», - прокомментировали РОСВУЗу ситуацию в Рособрнадзоре.

СПРАВКА РОСВУЗА: PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования. Поэтому в PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации, а инструментарий исследования включает в себя художественные и информационные тексты. Исследование проводится раз в пять лет. К настоящему моменту проведены четыре цикла исследования: в 2001 (35 стран), 2006 (40 стран), 2011 (49 стран), 2016 (50 стран) годах.

Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Вузы - 19 апреля 2018

Президентская академия присоединит Федеральный институт развития образования

Для Академии присоединение Федерального института развития образования несет обогащение направлений исследовательской работы. Для Института появится возможность привлечения филиалов вуза в регионах

Вузы - 18 апреля 2018

Студенты подарили Конституцию автору законопроекта об обязательном распределении студентов

Как считает Вострецов, обязательное распределение решит вопрос с трудоустройством выпускников вузов

Вузы - 13 апреля 2018

Новому образованию предложили 12 новых решений

Доклад вызвал фурор. Тем более, что предложенные в нем прорывные решения по сути предполагают радикальную смену курса нынешнего руководства Минобрнауки.

Вузы - 19 апреля 2018

Зачем идти учиться в МГУ или МГИМО?

Работодатели ищут сотрудников с дипломами лучших вузов страны на позиции мажордомов или дворецких. Не удивляйтесь!

Наука - 17 апреля 2018

Сборная России победила на VII Европейской математической олимпиаде для девушек

По условиям состязания участницы решают шесть задач за два олимпиадных дня. По уровню сложности предлагаемые задачи сравнимы с Международной математической олимпиадой.

Школы - 16 апреля 2018

89% педагогов считают, что в школах необходимо вводить уроки хранения и использования персональных данных в Интернете

В свете угроз, поступающих через сеть, 89% преподавателей уверены, что необходимы уроки сбора, хранения и использования персональной информации в интернете.

Новости по темам

Голосование

Нужно ли частное образование в России?

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город